МБОУ СОШ №2
Пятигорск
  • Социально-психологическая служба

    Светлана Викторовна Адаменко
    Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае

    Адрес: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 206А, каб.309, 310, телефон: 8(8652) 35-74- 34, 35-74-76, 35-74-40, 35-87-80, 35-74-80, е-mail: pr_adamenko@stavkray.ru

    Социально-психологическая служба МБОУ СОШ № 2 предназначена для обеспечения сопровождения всех участников образовательного процесса от начальной до старшей ступени обучения, осуществления специалистами поддержки и содействия по психолого–педагогическим, психологическим, социально-профилактическим, медицинским и логопедическим направлениям.
    Диагностическая и коррекционная работа с детьми и подростками осуществляется с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

    Рекомендации психолога родителям и детям

    Кибербуллинг: как защитить ребенка от виртуальных издевательств

    Очень сложно представить современного подростка без мобильного телефона, ноутбука или планшета, в последнее время — с гарантированным выходом в Интернет. Дети рады изобилию гаджетов, ведь это дает им возможность общения с друзьями на расстоянии. По результатам наших опросов, около четверти родителей не знают, что делают их дети в Сети и с кем они общаются. Представьте себе картину: выпустили вы ребенка на улицу в незнакомом городе и даже не спросили, куда он пойдет — просто за дверь выставили…

    Жертва или преследователь?

    На прием к психологу пришла мать двенадцатилетнего Саши: сын последнее время все больше отдаляется от семьи, «сидит» часами в Интернете, бледный, синяки под глазами, вечно в подавленном состоянии. Интересуется, можно ли его вычислить через компьютер, не хочет выходить из дома.

    Выяснилось, мальчик стал жертвой интернет-травли — кибербуллинга. Неизвестные пользователи оскорбляли его в социальной сети, угрожали физической расправой, взломали его страницу и вели оскорбительную переписку от его имени. В результате у мальчика испортились отношения с одноклассниками, он замкнулся в себе. В ходе консультации выяснилось, что Саша последнее время увлекался просмотром в Сети видеороликов, пропагандирующих насилие, посещал запрещенные сайты и сайты «для взрослых». Мальчик объяснял это одиночеством и желанием стать сильным и взрослым.

    Стоит отметить: жертвы кибербуллинга — дети, не умеющие защищаться, в реальной жизни — одинокие, психологически уязвимые.

    Родители четырнадцатилетней Алены обратились к психологу по поводу агрессивного поведения их дочери в Сети. Их вызвали в школу и объявили, что девочка занимается травлей своей одноклассницы: пишет оскорбления на ее стене «ВКонтакте», забрасывает спамом, монтирует и рассылает ее «фотографии» в Сети, от ее имени отправляет предложения интимного характера другим пользователям. Родители жертвы сумели определить обидчика и обратились к администрации школы, к родителям девочки.

    Для педагогов и родителей Алены ее роль в травле одноклассницы была открытием: Алена не пользовалась авторитетом в классе, не имела друзей, была тихой и незаметной.

    Правда, в последнее время родители стали замечать, что дочка оживляется, заходя в Сеть, но относили это к появлению у девочки подруг, радовались за нее. О том, что девочка — кибербуллер, взрослые и не подозревали.

    В реальной жизни для жертвы выбирается тот, кто младше и слабее. Жертва — это, как правило, человек с низкой самооценкой, которого можно легко «опустить». Довольно сложно представить жизненную ситуацию, в которой жертва и агрессор меняются местами. Вряд ли жертва осмелится нападать на более сильного и защищенного поддержкой противника. В Интернете это сделать очень легко. В ряды преследователей, кибербуллеров, становятся дети с низкой самооценкой. Анонимность (аватары у подростков часто вымышленные и позволяют сохранить тайну имени) дает возможность «слабакам» реализовать то, на что они не решаются в реальности.

    Сетевой удар

    Такие формы кибербуллинга, как анонимные угрозы по сотовому телефону; взлом страницы в социальных сетях или создание фиктивных страниц и рассылка от имени ее владельца неприличных и компрометирующих текстов и изображений; указание личных данных жертвы (номера сотового телефона или адреса электронной почты) для рассылки спама или распространение контактных сведений на сайтах, специализирующихся на рекламе интимных услуг, позволяют достаточно успешно и быстро затравить жертву.

    В среде подростков, где обмен фотографиями с сексуальным подтекстом — практически обычное явление, преследователю не составляет большого труда выставить чье-либо фото в неглиже на всеобщее обозрение. Подобные действия могут очень серьезно повлиять на психику ребенка вплоть до суицида. Необдуманные и, казалось бы, невинные шалости приводят к ситуации, в которой подросток не знает, как пережить публичное осмеяние и позор.

    Если в ситуации реальной травли можно привести старшего брата или плечистого знакомого, то в Интернете это сделать практически невозможно — хотя бы в силу анонимности.

    Кстати, именно анонимность, невозможность понять, кто твой враг на самом деле, особенно пугает подростков.

    Что делать?

    Современные подростки глубже погружены в мир виртуального общения, чем взрослые. Они очень серьезно воспринимают то, что происходит с ними в Интернете. В отличие от взрослых, они еще не выработали механизмы психологической защиты от разнообразных сетевых воздействий.

    Поэтому, уважаемые родители:

    1. Разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь их жизнью. Не допрашивайте и поучайте, а интересуйтесь. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким хотя бы в собственной семье.
    2. Познакомьтесь с кругом друзей своего ребенка. Приглашайте ребят в гости, ходите вместе в походы, в парк. Реальные отношения проще контролировать, чем виртуальные. И они существенно повышают психологическую устойчивость подростка.
    3. Хвалите своего ребенка, если он добивается успеха. Поддерживайте и помогайте, если у него что-то не получается, даже если трудность кажется вам пустяковой. Это для вас все просто и очевидно, а ребенок еще не имеет вашего опыта. Такое отношение будет способствовать формированию адекватной самооценки, и у ребенка не будет необходимости реабилитировать себя унижением других, ему проще будет противостоять агрессии со стороны других людей.
    4. Обучайтесь вместе с ребенком безопасному поведению в Интернете: обсудите, почему опасно выкладывать информацию о месте учебы, домашний адрес, фотографии личного плана (или узнайте, как ограничить доступ к ним).
    5. Если аккаунт ребенка взломан (хорошо, если он доверит вам свою проблему, еще лучше, если он заранее будет знать, что делать в такой ситуации), нужно с другой страницы (новой или страницы друзей) отправить сообщения всем подписчикам о кибератаке. Пострадавшую страницу придется удалить или почистить, обратившись в администрацию социальной сети. Не ждите, что все утрясется само собой — помогите подростку защитить себя.
    6. Объясните ребенку, что с кибербуллером нельзя вступать ни в какие отношения: отвечать, обижаться. Его нужно сразу добавить в черный список и закрыть стену для сообщений.
    7. Покажите ребенку, что вы его поддерживаете. Ваша поддержка в трудной ситуации значит для ребенка очень много.

    Для справки — действия интернет-хулиганов подпадают под следующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации:

    — статья 128 («Клевета»);

    — статья 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»);

    — статья 137 («Нарушение неприкосновенности частной жизни»);

    — статья 138 («Нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений»).

    Если вы считаете, что ситуация выходит из-под контроля, обращайтесь с заявлением в правоохранительные органы.

    Несколько фраз, которые научат ребенка понимать запреты

    Если вы будете твердо придерживаться своих слов, со временем ребенок поймет, что на ваше решение ничто не может повлиять.

    Наши дети часто капризничают и все время выпрашивают у родителей самые разные вещи: от безделушки до разрешения посмотреть телевизор или поиграть в телефоне. К сожалению, не всегда у родителей получается четко и ясно дать понять любимому малышу, что его требования не будут выполнены.

    Если ваш маленький вымогатель настойчив, вот вам, родители, несколько советов, которые помогут взять все происходящее под свой контроль.

    Многие знают такую ситуацию: Вы с малышом в магазине и он начинает выпрашивать купить ему какую-нибудь вкуснятину. Причем это обязательно должна быть именно вишневая кола или печенье исключительно с орешками. Вы не раз отказываете, аргументируя это запретом сладкого или нехваткой денег на тот момент.

    Далее следует такая стратегия: ребенок начинает плакать и кричать, требуя своего еще сильнее. На этом этапе многие родители сдаются – через минуту вымогатель получает свое, а слезы моментально сменяются довольной улыбкой. К сожалению, это поведение имеет продолжение, когда ребенок подрастает, он совершенно отказывается понимать запреты!

    Идеальных мам, пап, бабушек и дедушек не бывает. Многие пытаются доставить радость малышам и балуют их, другие просто не знают, как отказать им и не получить в ответ истерику. Но все-же родители всегда должны понимать, что так не должно быть. Нельзя позволять ребенку абсолютно все по первому его требованию! Это называется манипуляция! Малыша необходимо учить понимать слово «нет». И для этого потребуется немного терпения…

    Предлагаем вам использовать 5 фраз и стратегий поведения в таких ситуациях, которые могут помочь старшим справиться со своими вымогателями.

    1. «Ты уже получил(а) ответ»

    Универсальный ответ, его можно использовать наиболее часто для разных ситуаций. Сценарий может быть примерно таким:

    Ребенок: «Мамуля, можно мне это?»

    Мама: «Нет, солнышко».

    Ребенок: «Ну мам, у меня такого еще нет».

    Мама: «Ты уже получил(а) ответ».

    Ребенок: «Ты никогда мне ничего не покупаешь».

    Мама: «Ты уже получил(а) ответ».

    Если ребенок настаивает на своем – просто превратитесь в робота и повторяйте одно и то же.

    1. «Я не собираюсь это больше обсуждать»

    Дочка: «Мамуля, можно Оля у нас переночует?»

    Мама: «Нет, она ночевала у нас на прошлой неделе».

    Дочка: «Ну, пожалуйста».

    Мама: «Я не собираюсь это больше обсуждать».

    Дочка: «Но…».

    Все дальнейшее зависит от мамы. Малыш успокоится, если вы четко дадите понять, что дальше не собираетесь это обсуждать. Слегка улыбнитесь, наклоните голову немного вправо, посмотрите на ребенка максимально убедительным взглядом и просто уйдите в другую комнату по своим делам.

    1. «Разговор окончен»

    Ребенок: «Можно, я покатаюсь на велосипеде?»

    Мама: «Нет, на улице дождь».

    Ребенок: «Но я надену куртку, там всего немного моросит».

    Мама: «Разговор окончен».

    Ребенок: «Ну, пожалуйстааа .».

    Мама: «Ты уже получил(а) ответ».

    Пребывайте в таком образе, чтобы ребенок понял, что ваше решение окончательное, и он его никак не изменит.

    1. «Не заводи речь об этом снова»

    Ребенок: «Я хочу те ботинки».

    Мама: «Нет, они слишком дорогие».

    Ребенок: «Но эти мне не нравятся».

    Мама: «Мы берем эти – всё решено. Не завоДи речь об этом снова».

    Ребенок: «Но я хочу те!»

    Мама: «Ты снова завел эту тему – значит, хочешь остаться без десерта сегодня».

    1. «Решение принято. Если ты попросишь снова, будут последствия»

    Ребенок: «Можно мне поиграть на планшете?»

    Мама: «Нет, ты же знаешь, что сидеть за столом с планшетом нельзя». Ребенок: «Я не испачкаю его едой».

    Мама: «Решение принято. Если ты попросишь снова, будут последствия».

    Ребенок: «Ну я обещаю!»

    Ребенок: «Я уже попросила не заводить речь об этом снова. Теперь никакого планшета до конца дня».

    ! Будьте готовы к паре истерик, которые обязательно будут появляться до тех пор, пока ваш малыш не поймет, что этим он ничего не добьется. Это нормальный переходный период.

    ! Всегда твердо придерживайтесь своих слов, пройдет немного времени и ребенок поймет, что на ваше решение ничто не может повлиять. Этим вы сможете завоевать уважение ребенка и выстроить правильные отношения, в которых он будет принимать ваши решения с первого раза.

    Постарайтесь научить малыша понимать и слушать вас!

    Стоп, истерика: 10 фраз, которые следует говорить ребенку вместо “Перестань плакать!”

    Некоторые слова в адрес своих детей мы произносим на автомате, чаще всего не задумываясь, какое влияние они оказывают на их формирующуюся личность и будущую жизнь. Плач — это то, чего невозможно избежать при воспитании маленького ребёнка, какой бы заботой и любовью вы его ни окружали. Малыш только начинает познавать окружающий мир, и, разумеется, не всё ему может прийтись по душе, отсюда и слёзы. Реакцией на капризы и крики ребёнка часто оказывается фраза “Перестань плакать”, в которой большинство родителей не видят ничего зазорного. Однако этими словами вы не только усугубите ситуацию, но и оттолкнёте от себя малыша, который нуждается в вашей помощи.

    Кроме этой фразы, существуют и другие, которые также считаются крайне нежелательными в процессе воспитания. К ним можно отнести:

    • Прекрати истерику!
    • Я устала от тебя.
    • Не выдумывай.
    • Тише, на тебя же все смотрят!
    • Не будешь слушаться — отдам тебя чужой тёте.

    По мнению психологов, все эти фразы, которые многим из нас приходилось слышать в детстве, способствуют низкой самооценке и настраивают нас на неудачи в будущем. Такие слова вряд ли смогут успокоить ребёнка, но окажут негативное влияние на их психику.

    Что ещё нельзя делать, когда ребёнок плачет:

    1. Наказывать

    Ни в коем случае не унижайте и не наказывайте ребёнка за его эмоции и чувства.

    1. Заваливать его вопросами

    Прежде чем расспрашивать ребёнка о сути проблемы, постарайтесь успокоить его, под воздействием эмоций он всё равно будет не в состоянии ответить на ваши вопросы.

    1. Менять тему разговора

    Ребёнку необходимо знать, что вы всегда способны понять и помочь ему. Если вы будете переводить разговор на другую тему, он почувствует себя ненужным и не захочет в будущем изливать вам душу.

    1. Говорить “всё хорошо”

    Ударившись в слёзы, ваш ребёнок вряд ли чувствует себя хорошо, не стоит навязывать ему эту мысль и пытаться вселить надежду. Лучше помогите ему решить проблему.

    Родителям важно понимать, что плакать не только совершенно не стыдно, но и полезно, ведь тем самым наши дети доверяют нам свои проблемы и чувства, с которыми ещё не в силах справиться самостоятельно. Запрещая ребёнку плакать, мы демонстрируем им, что их эмоции неважны, а случившееся не стоит внимания.

    Конечно, на слёзы ребёнка сложно никак не реагировать, однако существуют фразы, которыми вы можете заменить слова “Перестань плакать!”.

    1. Расскажи мне об этом.
    2. Ты прав, это неприятно.
    3. Я рядом.
    4. Грустить — это нормально.
    5. Я понимаю тебя.
    6. Можешь побыть один, если ты не хочешь сейчас со мной разговаривать. Но помни, что я рядом и ты всегда можешь ко мне обратиться.
    7. Я помогу тебе с этим справиться.
    8. Можешь поплакать, если тебе хочется.
    9. Я всегда готова тебя выслушать.
    10. Да, тебе сейчас нелегко.

    Поверьте, эти слова окажут куда больший положительный эффект, чем запреты и приказы. Неоднозначными и категоричными фразами родители рискуют нанести своим детям серьёзную психологическую травму и поломать им всю жизнь.

    На слёзы ребёнка вы можете и вовсе ничего не говорить, просто обнимите его и будьте рядом. Самое главное — это позволить ему почувствовать, что его эмоции важны и что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку, заботу и понимание. И не забывайте, что взрослые порой тоже могут расплакаться из- за совершенно незначительной мелочи.

    Некоторые полезные приемы для подготовки к ОГЭ

    Перед началом работы нужно   сосредоточить и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание. Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене.

    Тренировка в решении задании поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

    Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 инутные перерывы после 40-50 минут занятий.

    Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям».

    Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

    Как уладить конфликт между братом и сестрой

    Старайтесь не принимать ничью сторону! Если в вашей семье несколько детей, проблема их взаимоотношений не может вас не волновать. Нет такой семьи, в которой родителям не приходилось бы решать конфликты между братьями и сестрами.

    К сожалению, взрослые далеко не всегда оказываются на высоте. На детские ссоры они реагируют криком, наказывают, не разобравшись в ситуации.

    1. Как поделить игрушки

    Основной причиной конфликтов между детьми является то, что вы не научили их делиться друг с другом, в какой-то момент заставили их ревновать друг к другу. Исправлять положение надо сразу, не откладывая на потом.

    Даря детям новые игрушки или книжки, непременно напоминайте: «Это вам обоим», а ни в коем случае не так, как обычно делают мамы и папы: «Это тебе, а вот это — тебе». Пусть дети поймут, что подарок предназначается для двоих, они имеют на него равные права и должны признавать это.

    1. Старший ребенок в семье

    Первому ребенку в семье в течение какого-то времени безраздельно принадлежала вся ваша любовь. Вследствие этого, когда у него появляется братик или сестричка, он неизбежно начинает ревновать. Ревность может проявиться уже в период беременности матери. Когда же младший ребенок подрастет, она может стать причиной ссор между детьми.

    Старшему очень хочется вернуться к тем временам, когда вся любовь и ласка принадлежали ему, когда он пользовался теми преимуществами, которые теперь перешли к младшему. В его поведении начинают преобладать то грусть, то агрессивность.

    Иногда от старшего можно услышать и такие слова: «Надо его выкинуть!», «Надо вернуть его назад».

    Как же в таких случаях вести себя со старшим ребенком?

    Объясните ему, что взрослые люди склонны больше заботиться о младших, потому что они еще беспомощны, но это не означает, что ваше отношение к нему изменилось — вы его по-прежнему любите и будете любить всегда.

    Научите старшего ребенка ухаживать за младшим. Обязательно похвалите его за заботу и помощь, чтобы он не жалел о своих усилиях. И не забывайте, что, хотя младший ребенок и отнимает у вас много внимания, не стоит обделять им старшего.

    Не надо всех этих «Уступи, ты же старший», «Ты же старший, будь умнее» — это только приводит к жгучей ревности к младшему.

    1. Младший ребенок

    Младший ребенок в семье не ревнует так остро, как старший, ведь он и так купается в любви и ласке. Но и у него может найтись повод для ревности, которая затем приведет к ссоре детей.

    Ревность, как правило, возникает из-за зависти: младший завидует всему тому, что старшему уже можно делать, а ему — еще нельзя. Он будет делать все для того, чтобы быть наравне со старшим, который при этом воспринимается как препятствие на пути к цели. Мне известно немало случаев, когда взаимоотношения между детьми складывались именно таким образом.

    Не спешите ругать младшего ребенка за ссоры с братом или сестрой. Поймите, что его терзают противоречия: с одной стороны, он хочет поскорее вырасти и пользоваться теми же преимуществами, что и старший ребенок, с другой стороны, он боится, что, повзрослев, потеряет родительскую любовь.

    Дайте ему понять, что вас радует, как он растет, что вы довольны его успехами; объясните, что, став старше, он не лишится вашей любви.

    1. Учимся просить прощения

    Задумывались ли вы над тем, понимает ли малыш, что виноват, когда произносит обычное: «Прости меня, я больше так не буду»?

    Как правило, мы требуем, чтобы ребенок просил прощения за свой проступок, однако это еще не значит, что, извинившись, он почувствует свою вину.

    Детей надо УЧИТЬ просить прощения, хотя это и сложно. В противном случае вы рискуете вырастить эгоиста, который не будет учитывать интересы других людей, прислушиваться к ним. Естественно, дружная семья в этом случае не получится.

    Не бойтесь просить друг у друга прощения: дети обязательно будут подражать вам и постепенно научатся отвечать за свои поступки. Если же вы оказались в чем-то неправыми по отношению к детям, то признать свои ошибки особенно важно.

    1. Как уладить конфликт

    В детские ссоры не всегда надо вмешиваться.

    Если дело дошло до драки, родители обязаны вмешаться: драки не только могут привести к травмам, но и усложнить отношения между вашими детьми.

    Когда вы оказались свидетелем детской ссоры, не наказывайте сгоряча виноватого. Задумайтесь над тем, что творится в душе малыша. Маленький ребенок еще не может оценить свои действия и понять связь между ними и наказанием. Поэтому в наказании он увидит только насилие, что подорвет его доверие к родителям.

    Кроме того, такое решение конфликта может привести к тому, что дети отдалятся друг от друга или же начнут остро ревновать друг к другу («Почему меня наказали, а его — нет?! Это неправильно, нехорошо!»), что будет толкать их на новые ссоры.

    1. Старайтесь не принимать ничью сторону.
    2. Выслушайте всех детей и помогите им договориться, спросите при каких условиях они готовы идти на уступки.

    Грусть или депрессия? Как отличить меланхолию от серьезного расстройства

    Люди способны испытывать широкий диапазон эмоциональных состояний, и одно из них — грусть. Время от времени грустят все, но иногда бывает непросто отличить грусть от депрессии — серьезного психологического состояния, которое требует лечения. Оба они могут быть вызваны стрессовыми ситуациями, поэтому следует найти какое-то хобби, которое вас расслабляет.
    Давайте сначала рассмотрим, чем характеризуется грусть:
    — грустно обычно бывает по какой-то причине (пусть она и не всегда ясна);
    — вам по-прежнему нравится заниматься любимыми делами;
    — отсутствуют заметные и стойкие перемены в режиме сна и питания;
    — иногда грусть уходит, уступая место радости, особенно, когда вы занимаетесь чем-то, что вам нравится;
    — в голову приходят мысли о самокритике и самонаказании, но не занимают сознание все время.
    По прошествии какого-то времени грусть уходит сама собой, и вы возвращаетесь к привычному образу жизни.
    Депрессия же не проходит просто так — это психологическое состояние, при котором изменяются функции мозга. Проявляется оно как психологическими, так и физическими симптомами.
    Существует ряд критериев, которые профессиональные психиатры используют для диагностики депрессии. Диагноз ставят в случае, если симптомы не проходят в течение минимум двух недель. Вот их список:
    — (почти) непрерывное подавленное или раздраженное состояние;
    — потеря интереса к занятиям, которые раньше доставляли удовольствие;
    — возросший или снизившийся аппетит, ведущий к набору или потере веса соответственно;
    — проблема с засыпанием и сном или увеличение продолжительности сна;
    — ощущение сильной усталости;
    — беспричинные приступы беспокойства;
    — ощущение одиночества, никчемности, пустоты и чувство вины;
    — затруднения при мыслительной деятельности, работе памяти, концентрации, творческой деятельности и принятии решений;
    — мысли о членовредительстве и суициде.
    У страдающих депрессией не обязательно присутствуют все эти симптомы — они могут проявляться в разной степени, а некоторые возникают лишь по
    прошествии времени. Депрессия может заметно отрицательно сказаться на качестве жизни и взаимоотношениях с близкими. Если у вас возникли признаки депрессии,
    обратитесь за помощью к врачу. На сегодняшний день есть множество способов лечения и ведутся исследования, призванные найти новые методы и улучшить существующие.
    Помните, вы не одиноки — правильное лечение и поддержка близких и родных помогут вам встать на ноги.

    Детская депрессия: проблема, которая часто остается незамеченной

    Проблема детской депрессии, как правило, недооценена. В чем причина?
    Принято думать, что у ребенка, в отличие от взрослого человека, нет забот и обязанностей, и поэтому большинство родителей считает, что такое
    заболевание попросту невозможно. Но статистика говорит об обратном. По результатам недавно проведенных исследований, один ребенок из 100, а также каждый 33 подросток страдает от депрессии. А самое печальное в том, что только у 25% детей и подростков диагностируется и лечится это заболевание.

    Как распознать у ребенка депрессию?
    В данном случае важно уметь отличать простую грусть от возможной депрессии. Для этого вы должны осознавать, какое поведение считается нормой, то есть принимать во внимание его периодичность, накал и продолжительность, а также возможные отклонения, которые влияют на настроение, раздражительность, проявление гнева, потерю аппетита, проблемы со сном, возбуждение, психофизиологические и телесные расстройства.
    Некоторые факторы такие как: отсутствие социальных навыков, трудности в решении проблем, социальная изоляция, низкая самооценка, межличностные проблемы с семьей или друзьями, а также чувство вины развивают у ребенка чувство незащищенности и как следствие — подавленное эмоциональное состояние.
    Чтобы привычное ощущение беспомощности не перерастало в депрессию, детям нужно донести то, что все их действия имеют последствия для себя и для окружающих. Если они не будут осознавать ответственность за свои поступки, а наоборот, поверят, что все в жизни поддается случайностям, то у них закрепится чувство полной растерянности.
     

    Что делать в случае депрессии у ребенка?
    Если вы подозреваете у своего ребенка подавленное эмоциональное состояние, лучшим вариантом будет проконсультироваться со специалистом. Главной целью психологической помощи является устранение факторов, вызывающих проблемное поведение, напрямую связанное с депрессией. Терапия касается не только самого ребенка, но и его семьи, и окружения. И помните, что самым главным в профилактике детской депрессии является безусловная любовь!

    Как предотвратить подростковый суицид?

    Самоубийство у подростка не возникнет само по себе, без причины. Суицидальная готовность возникает на фоне длительных психотравмирующих переживаний. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о смерти крайне неотчетливо и не сформировано. Причиной подросткового суицида может быть отягощенное социальное окружение, неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого.

    Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.

    Внешние причины суицида:

    • Неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
    • Беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
    • Неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
    • Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
    • Серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей;

    Максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

    Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную почву для срыва у подростков. Негативные переживания возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

    Характерные черты подросткового суицида:

    • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
    • конфликт воспринимается как крайне значимый и травмирующий, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
    • суицидальный поступок воспринимается в романтически – героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;
    • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
    • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
    • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

    Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими
    признаками замышляемого суицида являются:
    разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

    На готовность к суициду могут указывать признаки изменившегося поведения у
    подростков:

    • может быть тревожно – возбужденное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
    • Затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
    • Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией;
    • Может быть депрессивное состояние, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении заметно оцепенение, сонливость;
    • Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
    • Тяжело протекающий пубертат (период полового созревания) с выраженными соматическими, эндокринными и нервно – психическими нарушениями;
    • Употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
    • ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА У ПОДРОСТКА
    • Самое главное! Не оставлять подростка без присмотра;
    • Убрать все потенциально опасныепредметы;
    • Доверительный разговор;
    • Обращение к специалисту;
    • Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству;
    • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать.
    • Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами;
    • Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны;
    • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам;
    • Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы;

    Во время доверительной беседы подростка необходимо убедить в следующем:

    • что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
    • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
    • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д

    Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям.
    Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте подростка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью,
    врачей, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике